О сайте | Услуги

Темы новостей

От FITNESS к WELLNESS

В последнее время на вывеске каждого второго спортивного клуба можно увидеть слово WELLNESS . Что же это такое – новое направление оздоровительных методов или просто грамматический маркетинговый экзерсис?

Эта новая концепция в оздоровительном спорте не могла не появиться на волне лихорадочной моды на FITNЕSS.

Напомним, что в основе идеологии фитнеса лежит представление о том, что для современного человека необходимо стремление к некоему стандартному идеалу формы тела. Этот идеал создан и всемерно поддерживается в рамках идеологического течения ГЛАМУР, в переводе с французского обозначающего «изящество» и «красота». Это понятие стало настоящей религией многих жителей стран и сообществ, разделяющих так называемые «западные ценности». В настоящее время гламур превратился в идеологию, обладающую всеми атрибутами философской доктрины и даже религиозных культов – большим количеством священных текстов (глянцевые журналы), легенд и сказок (фильмы типа «Секса в большом городе»), ритуалов (показы мод), храмов и часовен (моллы и бутики), пророков и святых (модельеры, модели, деятели шоу-бизнеса). Кроме того, не следует забывать и о миллионных толпах фанатиков и адептов этого учения, стремящихся жить в соответствии с выбранной идеологией. В этом смысле стоит вспомнить незабвенной памяти Эллочку Щукину из «12 стульев» как предтечу гламурного стиля жизни в России. Ну, Эллочке ещё повезло, что в её время не было косметической хирургии, разве что в политических целях…Правда, скорее повезло её супругу – инженеру Щукину.

Итак, гламурный стиль жизни предполагает всемерное стремление к идеалу. Мнение по любому вопросу определенного персонажа, являющегося олицетворением гламура, тиражируется с помощью мощнейшей масс-медиа, благодаря чему становится приоритетным в глазах миллионов поклонников. И главной целью в стремлении к гламуру выступает потребность в обладании совершенным телом, параметры которого для простоты можно уложить в некоторую формулу «грудь-талия-бёдра». По степени соответствия модели и судят об успешности человека. В основном, конечно, это касается женщин.

Таким образом, человек начинает рассматривать свое тело в орудие достижения жизненного успеха и символ оного. Тем самым предполагается использование этого орудия в полной мере и беспощадно, и допускается возможность его порчи в процессе достижения идеала.

Как и любая идеология, гламур порождает множество сказок и легенд. Но так же, как и кажущееся бесконечным количество голливудских сюжетов, которые «пипл хавает» с неизменным аппетитом, все легенды можно разделить на 5-6 основных тем. Дальше уже следуют вариации.

Первое – это сказка о Золушке, которая благодаря встрече с прекрасным принцем получила неограниченный доступ к различным гламурным ценностям. Этому чуду предшествовало другое чудо: при помощи феи и волшеб… простите, при помощи новейшего чудодейственного (всего 15 минут в неделю, во сне!!!) фитнес-метода и суперкремлёвской диеты она добилась идеальной фигуры и сногсшибательной красоты, на которую и «запал» вышеозначенный принц на белом ко… о, конечно, «Порше Кайенн». Кстати, в далёкие времена юности автора то, что называют «кремлёвской диетой» ходило в «слепых» машинописных перепечатках под названием «диета американских астронавтов». К слову, а где чудодейственная «кремлёвская таблетка?» А «гемокод»? Группа крови решает всё?! Как было прекрасно и просто: «Сегодня ем продукты на букву «Д»! Дыню – могу, а melоn – категорически нет!» А чудодейственные «рррреволюционные» уроки… «Slice», «core» – это вам что-нибудь напоминает? Чудес не дождались… Как обычно все закончилось массовым «откатом».

В 70-е годы прошлого века каждый слегка фрондирующий в кухонном пространстве молодой человек не без высшего образования просто обязан был найти подвал, где занимались карате. Ежедневно в эти подвалы выстраивались целые очереди желающих приобщиться к «смертоносной японской драке». Счастливчики, попавшие внутрь, с просветлёнными лицами ждали ЧУДА! Они искренне верили, что, повторив 10 000 раз удар рукой или ногой с непроизносимым (для японца) названием, можно достичь полного просветления. Особо одарённые верят до сих пор…

(К сведению тех защитников чистоты карате, которые, читая эти строки, уже готовы обрушиться на автора с обвинениями в святотатстве, могу сообщить, что он, то есть автор, отдал этому виду спорта 30 лет своей жизни. Сначала в качестве спортсмена, потом в качестве тренера, чем продолжает заниматься до сих пор и о чём не пожалел и не пожалеет никогда).

А потом, как водится, наступил «откат». Вместо японцев начали котироваться китайцы, корейцы и другие представители Юго-Восточной Азии, вроде тайцев, бирманцев, вьетнамцев… И все были лучше, чем прежние: ещё смертоноснее, ещё универсальнее.

Для специалиста в области психологии личности это явление не составляет большого секрета. Любые завышенные надежды и ожидания рано или поздно приводят личность к апатии и лени. Любое безрезультатное ожидание чуда склоняет массы к новой ереси. То же мы наблюдаем и в отношении фитнеса, само название которого предполагает стремление к совершенству любой ценой (одно из основных значений прилагательного fit - «соответствующий чему-л»). Неоправданные ожидания, подпитываемые лукавой рекламой «15 минут в день – и нет проблем», столкновение с реальностью, диктующей необходимость изнурительных тренировок и ограничений, и порождают массовое разочарование. Тем более, что маниакальное стремление к «совершенству» приводит к потере здоровья, а зачастую и самой жизни. Клиники забиты женщинами, страдающими анорексией и буллимией. Психологи всех мастей не справляются с потоком пациенток с дисморфоманией – ненавистью к собственному телу - депрессиями, суицидными комплексами… Эндокринологи уже говорят о том, что до 20% женщин функционально бесплодны по причине резких гормональных скачков, связанных с быстрой потерей жировой ткани, а специалисты по печени утверждают, что число женщин с патологиями печени уже сравнимо с мужскими «алкогольными» показателями. Причина этого, как и случаев острого диабета – скачки веса, и, как следствие, нарушение механизма жирового обмена. Даже волосы на женских животах расти начинают. Так организм от холода защищается. Не верите? А зря!

Человек, глядя на картину выдающегося художника, может восхищаться, слушая музыку – испытывать наслаждение, но крайне редко его охватывает зависть. Мы понимаем, что талант - редкость, дар богов. И сколько мы ни будем размазывать краски по холсту, мы не достигнем уровня даже посредственного рисовальщика. Почему бы не принять, что обладание красивым пропорциональным телом – такой же талант, дар свыше. Зачем терпеть муки, понимая, что этого идеала никогда не достигнешь? И зачем завидовать?

Так всё больше людей во главу угла ставят не ФОРМУ, а СОСТОЯНИЕ тела, самочувствие, здоровье, ощущения, причем не только физического, но и психологического характера. Именно это лежит в основе идеологии WELLNESS. Быть физически здоровым, существовать в психологически и эмоционально комфортной среде, получать удовольствие от процесса, а не от результата. Тренировка здесь рассматривается, прежде всего, как способ получения положительных эмоций, а не сжигания жиров или увеличения мышечной массы. Благодаря такому подходу в последнее время начали активно развиваться восточные оздоровительные системы: йога, цигун, тайчи, танец живота (который вообще-то предполагает наличие именно живота, а не конструкции, похожей на плитку шоколада).

Однако было бы неправильным противопоставлять одни методы другим. Классические оздоровительные методы ничуть не хуже восточных. И не лучше, в принципе. Всё хорошо в меру. А фанатизм и завышенные надежды, связанные с какой-нибудь «кундалини-йогой» могут закончиться тем же «откатом», причём с нарушением психики. Надо заметить, что соотношение «ложности» и «истинности» восточных и западных (американских) оздоровительных методов похоже на соотношение медицин. Восточная медицина успешнее справляется с затяжными или хроническими заболеваниями, а западная – с острыми.

Таким образом, WELLNESS – это стремление не к форме, а к ощущениям. А что создаёт хорошее настроение? Прежде всего, эмоциональная атмосфера в спортивном центре, позиционирующем себя как WELLNESS-клуб. Эта атмосфера создаётся при помощи таких факторов, как методический подход к клиентам, дизайнерские и организационные решения. Клуб можно с полным правом назвать WELLNESS-клубом только в том случае, если люди стремятся туда не как в ресторан фаст-фуд (слопал и дальше побежал), а как в место, где они ощущают себя своими, в место, где хочется не только тренироваться, но и просто общаться.

Комплексный подход заключается в том, что в одном месте посетитель может получить индивидуальную программу, разработанную несколькими специалистами: тренерами, врачами, косметологами. Так все способы воздействия соединяются не случайным, а тщательно разработанным способом при постоянном контроле. В итоге изменения, которых ожидает посетитель, в этом случае происходят более естественным путем. К примеру, некоторые методы тренировок могут оказать неблагоприятное воздействие на кожу. Это можно легко компенсировать при помощи индивидуально подобранных косметологических процедур. Коррекция веса обязательно должна увязываться с методикой тренировок и с той же косметологией. Практика показывает, что только в этом случае результат достигается быстро и будет устойчив.

В такой ситуации резко повышаются требования к профессионализму сотрудников. Специалисты должны очень хорошо знать работу друг друга и активно сотрудничать под руководством консультантов для того, чтобы вместе вести подопечных к единой цели. И в случае успешного осуществления данной концепции выигрывают все: спортивный клуб, так как посетители, видя результат, способствуют притоку в клуб денежных средств; посетители, так как достигают устойчивого результата, да ещё и экономят при этом значительные деньги, так как комплексный подход гарантирует существенные скидки.

Справедливости ради нужно сказать, что со словом WELLNESS связана некоторая путаница. Во-первых, нужно упомянуть об итальянской фирме «Teсhnogym», которая ввела это понятие и концептуально обосновала этот подход. Сейчас эта фирма является ведущей в области продвижения специализированных WELLNESS-центров по всему миру. О глубине подхода этой компании к данной идее может свидетельствовать тот факт, что в разрабатываемых ей центрах непременным атрибутом является библиотека для посетителей. Строго говоря, только WELLNESS-центры, построенные в рамках франчайзинга, могут именоваться так. Во-вторых, существует целая индустрия так называемых «WELLNESS-продуктов» – всевозможных химических препаратов, разрушающих здоровье, которыми «пичкают» людей повсеместно. Но так как само стремление к здоровью предполагает употребление только натуральных продуктов, в настоящем WELLNESS-центре вы никогда не найдёте белковых смесей, всевозможных энергетиков (как жидких, так и твёрдых), а также «чудодейственных» пищевых добавок.

Иными словами, важно понимать, насколько спортивный клуб, позиционирующий себя как WELLNESS вправе называться таковым.

 

Тимур Беставишвили

Зам. Ген. Директора сети Wellness-центров «Evolution»

 

спонсоры:

одабан антиперспирант, гипергидроз лечение



Источник: спорт-бизнес.ру

Ссылки по теме: